Статья о "Тверской земле"

"Зыбкая болотная линия" текст: Евгений Константинов

Оршинские болота давно стали легендарными. Каких соревнований здесь только не проводилось! Но оршинские топи настолько велики, что способны принять всех желающих. Кстати, именно в этой "акватории" год назад был впервые применен новый метод эвакуации провалившейся машины. Помните знаменитое перекатывание через крышу? Одним словом, на этот раз участники боялись даже предложить, чего можно ожидать от коварного болота и не менее коварных организаторов. К тому же в этом году гонка от ориентирования вернулась к линейному формату.

Во многих языческих культурах есть поверье, что уж если не избежать общения со злыми духами и всякой нечистью, то делать это надо, скрывая свое настоящее имя. Тогда можно без вреда для себя попытаться обмануть темные силы. Например, расстроить козни водяных кикимор, навсегда затягивающих путников в болотную топь, или уберечься от шишиг, заставляющих до бесконечности плутать в паутине заброшенных лесных дорог. Ну чем, скажите, не штурманская работа? Возможно, поэтому, вспоминая, как оршинская навь год назад затягивала машины, осмелившиеся нарушить ее вечный покой, успешные, скатанные и привычные слуху, как Маркс и Энгельс, экипажи неожиданно решились на "развод". И вот уже новые штурманы садятся в правые кресла к таким известным пилотам, как Владимир Масютин, Сергей Савенко и Илья Савельев. Что же до Евгения Батарина, то он и вовсе переквалифицировался обратно в пилоты и стартовал с новым штурманом и на чужой машине. Причем для пущей маскировки на бортах последней красовались фамилии прежнего экипажа.

Не цепляй - убьет!

Первый спецучасток начинался ландшафтом, дававшим некоторое представление о том, как выглядела наша планета примерно 270 млн лет назад, в пермский период палеозоя. Нет, правда, какие еще могут прийти на ум аналогии, когда видишь, как хвощи в человеческий рост плотной стеной возвышаются над теплыми водами верхового болота, а в воздухе кружат тучи необычайно крупных и агрессивных насекомых. И лишь бнтонные столбы и провода электрической линии, протянутой над зарослями, возвращали в историческую реальность. Именно на столбах этой зыбкой болотной электоролинии и были обозначены маршрутные точки. Одно плохо - цеплять лебедку за столбы было строжайше запрещено. С другой стороны, это правильно: в худшем варианте возможны несчастные случаи, а в лучшем без света останутся как минимум две деревни.

Во всем виноваты бобры!

Но к радости спортсменов на этом каменноугольном болоте с элементами электрификации иногда попадались и современные древовидные покрытосеменные растения: березы, осины...живыми. Скорее всего, затопление произошло не так давно в результате строительной активности бобров, и корни у выросших тут деревьев сформировались, когда было еще относительно сухо. Впрочем, поначалу легким и мощным прототипам особенно и "лебедиться" не приходилось. Толстый ковер из поваленных хвощей не давал провалиться колесам, а преобладающие глубины (от колена до пояса) были, в общем, оптимальны. серьезным препятствием стали разве что притопленные стволы упавших деревьев, подводные пни и внезапные промоины. Причем глубина отдельных канав достигала двух метров, и туда было лучше не соваться. Поэтому штурманы честно топали впереди своих машин, разведывая дорогу и промеряя собой "фарватер". А вот полноценным автомобилям из ТР2 было заметно труднее. Даже лидеру зачета Александру Николаеву то и дело приходилось отправлять штурмана разматывать лебедку. Причем худенький и легкий Дима Калинин, с трудом волоча за собой трос, искренне возмущалмя машиной, которая не способна ехать там, где он иде не проваливаясь... Впрочем, это было только начало. так сказать, разминка.

Ни слуху ни духу...

Собрав все точки в хвощах, спортсмены выскакивали на твердую грунтовку, чтобы, добравшись до деревни Скрябино (куда, собственно, и веоа вышеупомянутая ЛЭП), отправиться в большой 12-км путь к зыбкому "ковру" оршинских болот. Но прежде чем выйти на его гладь, нужно было преодолеть густой ошальник, растущий даже не на грунте, а на какой-то вязкой серой замазке... К этой субстанции прилипало буквально все: и тросы, и ноги, и машины... В общем, когда сквозь кусты мелькнул просвет, в котором угадывалась тянущаяся до горизонта блекло-зеленая плоскость с усыпанными неспелой клюквой кочками, экипажи вздохнули с облегчением. Но (это выяснилось несколько часов спустя) радоваться было рановато. Первые бодрые метры по толстому мху оказались обманчивы.

Обманули они и нас: проводив взглядом лихо уносящиеся прочь от кустов машины, мы решили поторопиться на финиш, чтобы выйти навстречу участникам. Тем временем у финишного створа собралось довольно много самого разного люда: журналисты, механики, группы поддержки...Но т спортсменов не было ни слуху ни духу: судя по всему, они еще не добрались в зону действия радиосвязи,и, стало быть, скорость их движения по болоту была явно ниже расчетной.

Привет с Большого Витуна.

Солнце уже начало клониться к закату, когда финишировал Хальзев и сообщил, что все остальные сидят с другой стороны озера Большой Витун. А значит, до них оставалось километров 5 по прямой. Первые сотни метров в лоб каналу по мягкому моховому ковру были легкими: ноги почти не проваливались,и, по субъективному ощущению, на "мягких лапах" тут можно было ехать везде как по асфальту. Субъективные ощущения вскоре подтвердились: сначала навстречу пронеслись оба нижегородских экипажа, затем пролетел и действующий чемпион. И где же, спрашивается, тут можно засесть? Однако чуть в стороне недвижимым островком едва виднелся прототип Юрия Зуева. И пока мы шли к нему, стало ясно, в чем дело. Покровной ковер мха был неоднороден, и местами в нем проглядывали линзы открытой воды. Они были крошечными, но тем не менее появились внезапно. И чем ближе к озеру, тем больше становилось топких мест.

А тут еще прямо над головой звеньями через равные интервалы времени потянулись ИЛы военно-транспортной авиации. "Неужто запчасти нашим сидельцам везут?! - промелькнула в голове шальная мысль. Зря смеетесь, учитывая финансовую базу иных современных команд, и не такое возможно. Вот только интересно, с какой глубины придется вытягивать, к примеру, портальный мост, даже если его сбросят на парашюте? Нет, мне действительно интересно. Наверное, просто устал...

Над Большим Витуном вновь стояла тишь, изредка нарушаемая криками болотных птиц. Когда мы добрались до озера, однозначно оформилась идея отправиться вплавь на другую его сторону, чтобы не обходить пешком. По прямой всего-то метров пятьсот - по теплой, чистой, удивительно прозрачной воде, снимающей усталось долгого болотного перехода. А вот у спортсменов, чуть ли не на руках несущих свои машины где-то на том берегу, подобной возможности сократить путь не было. К тому же заозерная сторона оказалась не в пример более топкой, и лишь чахлые гривы низкорослых сосен указывали на относительно сухие места.

Третий от края леса.

Первый день соревнования подошел к концу. В норматив времени уложились только шесть экипажей. Остальные по мере сил подтягивались в лагерь до утра, а несколько машин с поломками остались в болоте ждать эвакуации. Тем не менее всем, кто решил продолжить гонку, на второй день вновь предстояло вернуться на оршинский мох и возобновить движение на запад. Правда, с учетом вчерашней скорости и сложности самую труднодоступную точку решено было сделать факультативной. Располагалась она на столбе снятой линии (это значит, цеплять трос за него разрешается), некогда несшей свет в деревни Заречье и Остров, расположенные на единственном по-настоящему сухом острове среди озер оршинской топи. Столб был всего лишь третьим от края леса, но добраться до него было совсем не просто: слишком уж слаб окружающий "ковер". Скажу так: человек мог передвигаться здесь только на четвереньках, в противном случае он мгновенно проваливался по пояс. Большинство спортсменов, памятуя о вчерашнем, благоразумно воздерживались от попытки заработать факультативные очки и двигались краем болота, с тем чтобы при первой же возможности уйти обратно в лес и финишировать. И даже настроенный на решительную борьбу за победу Хальзев после разведки местности к заветному столбу не поехал. Позже Сергей объяснил это решение тем, что слишком уж велик был риск потерять уйму времени и не уложиться в норматив. А такая неудача означала бы потерю преимущества первого дня и всех шансов на "золото". Зато его основной соперник Юрий Зуев пошел, как говорится, ва-банк.

Иду на шторм.

Заручившись поддержкой подъехавшего следом экипажа Масютина, Юрий решительно направил свой прототип в сторону точки. Почти одновременно, но по другой траектории на штурм столба пошел и Евгений Батарин. Причем помогать тверскому экипажу вызвался Олег Некрасов - новый штурман Сергея Савенко. И тут возникла спортивно-юридическая коллизия. Так как в этот день Савенко с Некрасовым не стартовали, то формально Олег является зрителем, и его помощь считалась посторонней, что впоследствии и дало повод для написания протеста и незачета Батарину второго СУ. В то же вермя взаимопомощь идущих по спецучастку в зачете экипажей Зуева и Масютина была вполне допустима. Но на момент штурма столба никто из тверских спортсменов о тонкостях регламентных формулировок как-то не задумался... Кто будет у столба первым, и не рухнет ли контрольная точка опоры? Эти два вопроса больше всего волновали зрителей, собравшихся на краю трясины. В числе оных были и сошедшиенакануне с дистанции Алексей Голубев и Алексей Гарагашьян. Этот экипаж не смог справиться с техническими неполадками своего автомобиля. А их старая машина без единой поломки везла по маршруту Сергея Хальзева и Дмитрия Овчинникова.

Тем временем увлеченные борьбой за сложную точку спортсмены и зрители вряд ли смотрели в небо. А там плыли тяжелые черные тучи. Их заметили лишь тогда, когда над топью вдруг поднялся невероятной силы ветер, погнавший по болотному "ковру" волны. Начался самый настоящий шторм. Но к этому моменту точка была покорена уже три раза...

Массовые сцены.

Неожиданный ураган принес с собой дождь, продолжавшийся до глубокой ночи. Но, несмотря на это, народу в лагере все прибавлялось. Сюда съезжались новые спортивные силы, готовые бороться за победу во втором этапе кубка РАФ Центральной зоны и традиционном клубном соревновании (эти мероприятия также проводились в рамказ "Тверской земли"). В итог лагерь вырос чуть ли не на порядок, в связи с чем утренний отъезд участников Чемпионата на старт заметили лишь те, кто имел к ним непосредственное отношение.

А спортсмены действительно умчались на третий СУ, проложенный по лесовозным дорогам. Он был легким для хорошо подготовленных машин и опытных экипажей. Все с большим запасом уложились в отведенный норматив. Интересно, многие ли из финишировавших догадывались, что своим проездом они "готовят" трассу для участников кубковых и традиционных соревнований? Но это было именно так. Через два часа после старта "котлет" на тот же маршрут вышли машины класса ТР1 и соответственно остались там на весь день. В черном мессиве, разбавленным накануне дождем, завязалась нешуточная борьба. Кстати, в нынешнем рейде участвовало и больше десятка квадроциклистов. Но вот в чем беда: после взятия пары точек эти люди стали похож друг на друга, как близнецы. Ну или как литые бронзовые фигуры... Они-то первыми и стали накатывать объезды между деревьев, чтобы не барахтаться в жиже "ураловских" колей. Вслед за ними устремились машины. Через какое-то время лесовозная магистраль превратилась в сетку разветвляющих и пересекающих друг друга автомобильных троп разной степени разбитости, что еще больше вводило в заблуждение штурманов.

Ну а тем временем "Большой спорт" преодолевал последний спецучасток. Это был тот же кусок болота за Большим Витуном, но только в другую сторону. Накопленный в первый день опыт помогал, но топь от этого не стала тверже. Да и спрятавшиеся во мху пеньки от сгнивших на корню сосенок,как и прежде, норовили вцепиться в мосты или порвать колеса. Впрочем, на этот раз с "чемпионатской" трассы вернулись все стартовавшие.

P.S. После награждения Липецк ликовал. Это была первая в нынешнем сезоне победа их земляка. Хальзев выиграл последний спецучасток и на несколько очков обошел лидировавшего до этого Зуева. А в целом после трех этапов Чемпионата в абсолютном зачете и ТР3 ясно лишь одно, что главная борьба за пъедистал еще впереди. а вот в ТР2, похоже, лидеры не только обозначились, но и успели закрепиться на своих позициях.