Одиннадцать вопросов о трофи

«Круглый стол», посвященный проблемам внедорожного спорта

ГАДАСИН Борис
Трехкратный чемпион России по трофи-рейдам. Мастер спорта. Руководитель Санкт-Петербургского Лэнд Ровер клуба, организатор традиционного этапа Чемпионата России «Кировские (Тосненские) болота» и других соревнований. В трофи-рейдах с 1998 года.
ГОЛУБЕВ Алексей
Активно принимает участие в трофи с 1999 года. Чемпион России по трофи-рейдам 2005 года. В 2003 году защищал честь России на международном ежегодном соревновании по трофи в Малайзии.
ЕВДОКИМОВ Иван
В трофи с 1993 года. Мастер спорта СССР. Председатель комитета по трофи-рейдам Российской автомобильной федерации. Чемпион России по джип-триалу. Бронзовый призер первого Чемпионата России по трофи-рейдам 2000 года.
МАЙОРОВ Олег
В трофи-движении с 1998 года. Руководитель Екатеринбургского OFF ROAD клуба. Дизайнер трофийных трасс, как называют Майорова на Урале. Организатор таких известных трофи-рейдов, как «Урал-трофи», «Вогульские дебри», «Суперстрой», OKAMI Challenge, экспедиций «Молебный камень», «Урал Приполярный», «Северный Урал»
ОВЧИННИКОВ Юрий
Праотец российского трофи-движения. Мастер спорта СССР. Руководитель первого в России трофи-клуба Off-road&4х4 Club (Санкт-Петербург), созданного в 1996 году. Участник Camel trophy. Организатор трофи-рейда «Ладога» и других соревнований, проводимых клубом. Принимал участие в организации трофи-проектов «Экспедиция», «Тянь-Шань – 2005».
ПАВЛОВ Евгений
Регулярно принимает участие в различных соревнованиях с 1997 года. Руководитель трофи-клуба «Лебедушка» (Тверь). Клуб, созданный в 2000 году, на сегодняшний день самый плодовитый по количеству проводимых внедорожных мероприятий, заслуженно пользуется репутацией организатора самых интересных и хорошо проводимых соревнований.
СЛЕПУШКИН Андрей
Активный участник трофи-движения с 1999 года. Организатор серии трофи-рейдов «Партизан», которых за шесть лет набралось 32. Ранее – руководитель раллийной команды «Гео-рейд» и организатор этапов Чемпионата России по ралли-рейдам. Соорганизатор известных в прошлом трофи марафона «Питер–Москва» и пятиэтапного Кубка по трофи «Золотое кольцо».
УСЕНОК Георгий
В трофи-рейдах с 1998 года. Активный участник большого числа соревнований, в которых неизменно оказывался в числе призеров. Двукратный победитель Чемпионата АТК, призер трофи-гонки «Экспедиция-2005».

На сегодняшний день проблем в российском внедорожном движении предостаточно. Причем большинство из них уже не первый год мучают как участников, так и организаторов трофи-соревнований. Получается фактически замкнутый круг – участники сетуют на организаторов, организаторы кивают на участников, и все вместе жалуются на официальные структуры РАФ и безвременно почившую в бозе Ассоциацию трофи-клубов России. Но, как бы там ни было, а выход из сложившейся ситуации, вне всяких сомнений, имеется. Просто он по сей день не найден… В общем, ведомые благостной целью ускорить процесс преодоления организационного кризиса в трофи-движении, мы попросили высказаться на означенную тему некоторых авторитетных в «мире бездорожья» персоналий. Каждому из респондентов был направлен список из одиннадцати вопросов. Ограниченность журнального места не позволила нам опубликовать полные варианты ответов, но и в сокращенном виде они дают достаточно ясное представление о перспективах российского трофи-движения.

Леонид ФАЛКЕНБЕРГ

Спортивный обозреватель ORD. Абсолютный Чемпион России по трофи-рейдам 2003 года (по версии ФАСТР)

1. Как на сегодняшний день вы могли бы охарактеризовать понятие «трофи»?

ГАДАСИН: Для меня трофи на сегодняшний день разделилось на два основных направления: спортивное, с серьезной борьбой, и экспедиционно-приключенческое, где важнее туристическая составляющая.

ГОЛУБЕВ: Трофи сегодня – это массовое увлечение людей преодолением бездорожья на колесной технике. В ближайшем будущем мне бы очень хотелось видеть трофи полноценным видом международного автоспорта.

МАЙОРОВ: На сегодняшний день у трофи-движения появилось несколько основных направлений. Спортивное трофи – это борьба участников за результат. Командное трофи или Рейд – когда участники на добровольной основе объединяются в команды, а результат определяется по финишу последнего участника. Клубное трофи – это в первую очередь тусовки, фестивали и прочие мероприятия, организованные клубами любителей внедорожной жизни. И, наконец, Туристическое трофи – запланированные и тщательно подготовленные экспедиции по российским и международным маршрутам.

ОВЧИННИКОВ: В свое время понятие «трофи-рейд» было мной придумано исходя из следующих посылов: слово «трофи» ассоциировалось у советского человека с Camel Trophy (преодолением тяжелого бездорожья в команде), а слово «рейд» – с «Париж – Дакаром» (скоростными гонками на полноприводных автомобилях). Вывод: «трофи-рейд» – это преодоление бездорожья «на секундомер».

ПАВЛОВ: Езда по бездорожью для получения эмоций, удовольствия и выплеска адреналина.

СЛЕПУШКИН: Трофи на сегодняшний день абсолютно не в себе. Поясню, почему. Где этот культ? Где задор болот? Где «Рейд двух столиц»? Где 24 часа Черноголовки, то есть «Александр Браун Трофи»? Короче, таких каверзных вопросиков навалом, а ответ лично у меня один: о людях надо заботиться, а не о карьере и амбициях.

2. Кто, в вашем понимании, может носить звание настоящего трофиста?

ГАДАСИН: Человек, влюбленный в бездорожье.

ГОЛУБЕВ: Настоящий, истинный трофист – это прежде всего честный и волевой человек.

МАЙОРОВ: Настоящий трофист – тот, кто на трассе, проезжая мимо стоящего участника, остановится и задаст один-единственный вопрос: «Чем помочь?»

ОВЧИННИКОВ: Настоящий трофист – это прежде всего искатель приключений. Все остальное – вторично! Спортивная составляющая трофи-движения «вымывает» из людей дух взаимовыручки и чувство локтя. Это грустно…

УСЕНОК: Настоящий, истинный трофист – в первую очередь человек порядочный.

3. Что изменилось в трофи за последние пять лет?

ГАДАСИН: На отечественном бездорожье появилось очень много сильных автомашин и очень много сильных трофистов.

ГОЛУБЕВ: За пять лет количество трофистов увеличилось в несколько раз. Возросло и количество соревнований. Правда, по своему духу крупнейшие официальные гонки существенно уступают не только соревнованиям прошлого, но и современным региональным и клубным соревнованиям.

ЕВДОКИМОВ: В трофи-рейдах за пять лет изменилось многое. Фактически произошло разделение на два направления, имеющих между собой мало общего – спорт и дружеские клубные мероприятия. И если дружеские покатушки едва ли принципиально отличаются от того, что было пять лет назад, то спорт вырос в серьезное мероприятие с большими материальными затратами, командами, техничками, дорогой техникой и обученным персоналом. В спорте появились четкие правила, по которым проводятся соревнования, совершенствуются технические требования. Пришло много новых организаторов. А поскольку спорт – это прежде всего равные условия борьбы, то для обеспечения такого равенства служат все более ужесточаемые правила, технические требования и апелляционный суд.

МАЙОРОВ: Трофи-рейды стали официальным видом спорта.

ОВЧИННИКОВ: Что изменилось за пять лет? Да ничего, кроме числа «больных»! Аргументы? Пожалуйста: расслоение движения налицо. Официальные соревнования – одно, а клубные – совсем другое! Правила у всех разные, техтребования тоже разные. И наш клуб в этом плане – не исключение...

ПАВЛОВ: Приятно, что сейчас уже можно говорить о трофи-движении. А ведь лет десять назад нам разве что не крутили пальцем у виска. Мне же как раз и хочется, чтобы это движение становилось еще более приемлемым для массового сознания, естественным видом досуга.

СЛЕПУШКИН: За пять лет известных трофистов стало заметно меньше.

УСЕНОК: К сожалению, происходят перемены лишь в худшую сторону. Например, практически полностью пропал дух трофизма.

4. Что для вас главное в трофи – результат или приключение?

ГАДАСИН: Все зависит от формата соревнования. На некоторых мероприятиях главное результат, на других – приключение. А иногда, правда, бывает и то и другое.

ЕВДОКИМОВ: В трофи-рейдах главное – люди! Бездорожье, оно ведь сразу показывает, кто есть кто. Одно дело «языком ворочать», а другое – поступки. Плохие люди в трофи «не выживают».

МАЙОРОВ: Главное – участие. А результат – результат сложится сам.

ОВЧИННИКОВ: В соревновании главное – результат, добытый в честной борьбе. Если же ты при этом находишь приключения на свою голову, то это лишний «плюс» организатору. Если же речь идет о путешествии или экспедиции, то приключенческая составляющая здесь, безусловно, первична!

ПАВЛОВ: Трофи – это приключение. Спортивная составляющая может присутствовать, а может и нет. Ведь спорт – это лишь одна из ветвей трофи, и отнюдь не самая важная.

СЛЕПУШКИН: На мой взгляд, главное в трофи – это результат приключения. Приятная усталость, опыт и часы, проведенные вдали от мирских забот.

УСЕНОК: Главное в трофи – приключение с соответствующим результатом.

5. Что бы вы выбрали – линейный формат, ориентирование или какой-то другой?

ГАДАСИН: Мне интересен любой формат.

ГОЛУБЕВ: Я бы выбрал хорошо организованный линейный. Ориентирование – не более суток и в качестве одного из спецучастков. Если продолжать делать этапы Чемпионата в виде одного навигационного СУ, то можно потерять участников. Вряд ли найдутся желающие соревноваться в заведомо неравных условиях. Ведь сегодня для победы в ориентировании необходима команда с очень серьезным бюджетом. Командная тактика является при этом определяющей. А она в свою очередь подразумевает наличие четырех и более машин, работающих на лидера.

ЕВДОКИМОВ: Здесь все очень просто. Дело спортсмена – соревноваться, организатора – организовывать, а судей – судить. Я бы поехал по любой трассе, в любом формате и с любыми предложенными мне правилами. Главное, чтобы условия были равными для всех участников.

МАЙОРОВ: Я бы выбрал тяжелое трофи. 24 часа в режиме non-stop. Когда каждый СУ – это отдельное соревнование. Второй вариант – ориентирование в течение светового дня с обязательной ночевкой в лагере.

ОВЧИННИКОВ: Оговорюсь сразу: равных условий в соревнованиях по трофи-рейдам создать просто невозможно. Конечно, спецучастки должны быть линейные, ибо в этом случае все участники преодолевают одну и ту же трассу. В GPS-ориентировании, в нынешнем его виде, организатор просто не в состоянии выдать участнику весь объем информации для принятия правильного решения. Налицо «фактор лотереи», что, согласитесь, недопустимо в любом виде спорта.

ПАВЛОВ: Интересны и линейный формат, и ориентирование. Главное, чтобы результат не зависел от жеребьевки.

СЛЕПУШКИН: Я бы выбрал формат без постов, мостов и городов. Линейный, с интересным поиском по карте минимума ключевых точек.

УСЕНОК: Выбрал бы линейный формат гонки.

6. Что бы вы выбрали: «сквозной секундомер» или каждый СУ – отдельное соревнование?

ГАДАСИН: Конечно, каждый СУ должен быть, по сути, отдельным соревнованием со своей нормой времени. Невозможно же сравнивать столь разные СУ по затраченным на прохожение часам, минутам и секундам.

ГОЛУБЕВ: Конечно, каждый СУ должен считаться как отдельное соревнование. В противном случае опять возникает вопрос честности организатора. Можно ведь подстроить трассу, например, под ТР2, где из пяти СУ три могут быть вообще без «засад».

ОВЧИННИКОВ: Безусловно, «сквозной секундомер». Почему? Есть трасса от «А» до «Б». Кто быстрее ее преодолел, тот, значит, и молодец. Независимо от того, разбита трасса на несколько зачетных отрезков или представляет единый большой кусок. Борьба за «очковую» систему подведения итогов – это скорее желание оставить себе некую организационную лазейку, надежду на выигрыш в случае провала одного из СУ.

СЛЕПУШКИН: Каждый спецучасток трассы надо рассматривать отдельно. При этом совсем не обязательно, что главным критерием победы должен служить секундомер.

УСЕНОК: Вне всяких сомнений, только «сквозной секундомер». Остальное, на мой взгляд, просто необъективно.

7. Как вы считаете, нужен ли участникам абсолютный зачет?

ГАДАСИН: Я говорю «абсолюту» да. Зачем лишать участников возможности сравнивать свои силы?

ГОЛУБЕВ: «Абсолют» должен быть обязательно. Он стимулирует ТР2 и не дает расслабиться ТР3.

ЕВДОКИМОВ: Абсолютный зачет позволяет выявить самого-самого среди всех. На сегодняшний день статистика уже начинает склоняться к тому, что техника зачетной категории ТР3 показывает лучшие результаты, чем ТР2. Как только преимущество станет совершенно явным, абсолютный зачет, возможно, будет отменен.

МАЙОРОВ: Из-за сильного различия в существующих на сегодняшний день трофических классах я считаю, что «абсолют» – это совершенно виртуальный зачет. Только лишние расходы организатора на призы.

ОВЧИННИКОВ: «Абсолют» между «Запорожцем» и Mercedes? Да это же просто нонсенс!

ПАВЛОВ: Бездорожье само по себе является серьезным противником. Тем более что на части земной территории это не игра, а реальность. Но если говорить о соревнованиях, то сейчас абсолютный зачет проводится не совсем корректно, поскольку в таблицу идут очки из категории, и спортсмен получает больше очков лишь потому, что он выступает в категории ТР2, а не ТР3. Выглядит это как вытягивание за уши более слабых машин.

СЛЕПУШКИН: «Абсолют» совершенно не нужен. Глупо же, согласитесь, пытаться на равных гонять таксу через барьер, предназначенный для борзой…

УСЕНОК: «Абсолют» нужен, но надо жестко рассматривать формат и правила проведения соревнований.

8. Допустима ли прокладка трасс вне дорог (как существующих, так и заброшенных)?

ГАДАСИН: Прокладку трасс вне дорог вполне допускаю, кроме лесных участков, где машины просто вынуждены ломать деревья.

ГОЛУБЕВ: По сложным грунтовым дорогам – это прекрасно, только очень сложно сделать трассу, которую будет невыгодно объезжать. Но если промаркировать и контролировать коридор, то все будет просто замечательно.

ЕВДОКИМОВ: Мне этот вопрос совершенно непонятен. Трофи-рейд – это прежде всего соревнование вне дорог!

ОВЧИННИКОВ: Вопрос экологии для нашей дисциплины очень важен... Конечно, рано или поздно нас прикроют, но если мы хотим жить долго и счастливо, то надо согласовать проведение соревнований с властями, максимально избегать прокладки трасс вне дорог и ужесточать природоохранные требования к участникам.

ПАВЛОВ: Лишь бы не нанести вред природе. А так, конечно, соревнуемся-то мы в езде по бездорожью.

СЛЕПУШКИН: Прокладка трасс вне дорог допустима только там, где это не вредит экологии, и решить такой вопрос может только лесничество.

УСЕНОК: Прокладка трасс вне дорог – это недопустимо.

9. Как часто допустимо менять технические требования?

ГАДАСИН: Механизм РАФ вполне логичен. Конечно, было бы лучше менять технические требования как можно реже, но ошибки нужно исправлять оперативно.

ГОЛУБЕВ: Технические требования надо принимать минимум на четыре года. Никакие решения никаких комиссий не должны это менять. Проекты новых требований нужно издавать за 1,5 года, не позднее. Публично обсуждать и за 12 месяцев принимать. В противном случае организаторы официальных соревнований получают огромное количество недовольных участников, а многие просто отказываются от участия.

ЕВДОКИМОВ: Технические требования должны совершенствоваться каждый год, ибо технический прогресс не стоит на месте. Наша дисциплина – очень молодая, и те технические требования, которые были созданы в начале ее существования, не выдерживают никакой критики.

МАЙОРОВ: Техтребования необходимо принимать на период от двух до пяти лет. И, что самое важное – они должны быть тщательно продуманными.

ОВЧИННИКОВ: Конечно, автомобильный спорт – очень дорогая игрушка. Но зачем эту игрушку делать еще дороже, каждый год меняя ТТ? Наши соседи из Прибалтики поступили (в отличие от комиссии по трофи-рейдам при РАФ) крайне мудро: пусть их техтребования (аналог российских технических требований 2004 года) и не вполне совершенны по содержанию, но действуют по… 2008 год.

ПАВЛОВ: Менять техтребования можно не чаще, чем раз в два-три года. Раз в год – это совершенно неправильно и сразу же выведет вперед большие «конюшни».

СЛЕПУШКИН: С техническими требованиями, конечно, заэкспериментировались. Об этом наглядно свидетельствует количество участников в Чемпионате и Кубке России...

10. Взносы растут…что делать?

ГАДАСИН: Рост взносов в Чемпионате и других официальных соревнованиях неизбежен, так как требуется все больше средств, чтобы проводить гонки на должном уровне. А вот на мероприятиях туристического плана такой тенденции нет, и на смену «подорожавшим» соревнованиям приходят новые.

ОВЧИННИКОВ: У участника сегодня есть возможность выбора: заплатив много, ехать на всесторонне организованное соревнование (на мой взгляд, таких соревнований совсем немного) или, сэкономив, отправиться на любительские покатушки. А большое количество разнообразных мероприятий подкрепляет эту возможность на практике.

ПАВЛОВ: Слава богу, есть некая стабильность на клубных мероприятиях, что позволяет ехать на соревнования, не особенно напрягаясь по поводу стартовых взносов. Увы, этапы Чемпионата и Кубка собирают мало участников, хотя и имеют большой призовой фонд, но при этом весьма затратны. В такой ситуации спортсмен-одиночка находится в заранее проигрышных условиях.

СЛЕПУШКИН: По взносам могу только сказать, что любой спорт без меценатства и прессы умрет.

11. Как развивать региональный спорт, и как должен выглядеть национальный чемпионат?

ГАДАСИН: Массовое движение в регионах впитывает опыт и инженерию спорта. Надеюсь, что серьезного разрыва этих двух направлений не произойдет, так как спорту необходима подпитка новыми талантами, а региональные чемпионаты являются одним из важных направлений. Чемпионат России должен формироваться из сильных соревнований, а не по географическому признаку.

ГОЛУБЕВ: Можем предложить вариант: проводить Кубок России по регионам. Чемпионат должен состоять из такого количества этапов соревнований, сколько реально можно провести на высоком уровне, ведь приемка трасс и их корректировка – это серьезная, кропотливая работа. Но нельзя делать много этапов. Оптимальное количество – три-четыре. Можно даже не делать финал Кубка, следующий уровень после регионального кубка – Чемпионат, но при условии организации хороших, сложных этапов. Основная идея – Чемпионат должен быть для участников. Нельзя делать его супердорогим.

ЕВДОКИМОВ: Национальный чемпионат должен выглядеть хорошо и достойно! Это на сегодняшний день в первую очередь зависит от организаторов, к которым с каждым годом предъявляются все более и более высокие требования. Кто-то их не выдерживает, берет тайм-аут, кто-то «сходит с дистанции», на их место приходят новые, с амбициями, происходит некая ротация как по людям, так и по регионам. Это – движение вперед! На мой взгляд, приносит только пользу.

МАЙОРОВ: Расстановка этапов по территории России не должна быть привязана к команде чемпионов, так как участникам из Екатеринбурга, Перми, Тюмени, Иркутска, Красноярска, Владивостока и Сочи просто не потянуть финансовой нагрузки при транспортировке спортивных машин. Большой спорт, конечно, должен существовать, но для него, я думаю, достаточно двух этапов на территории всей России, так как это удел десятка экипажей. Массовый спорт возможен только в регионах. На сегодня принято несколько зон, но пока это формальности, так как у них нет официального статуса. Национальный Чемпионат на сегодня приравняли к первенству Ленинградской и Московской областей. На мой взгляд, необходимо строить по территории России пространственные треугольники, где вершины – это города, в которых имеется по 20–30 подготовленных экипажей.

ОВЧИННИКОВ: Я бы «демократизировал» официальные соревнования, значительно снизив финансовый порог участия в них. Ибо, по моему глубокому убеждению, «чемпионат банно-прачечного треста» и то должен собирать больше участников, нежели современный Чемпионат России. На сегодня Чемпионат России девальвирован! Шагов несколько: нужно уменьшить количество этапов с 6 до 3–4; изменить правила, отказавшись от GPS-ориентирований, поскольку последний формат позволяет в полной мере реализовать «командную тактику». Опыт решения проблемы имеется: зональные чемпионаты, зональные первенства, зональные кубки. Собрать всех в одном месте хотя бы раз в год – утопия. А если мы хотим развития дисциплины на территории всей России, то надо дать соответствующий статус соревнованиям в регионах. Это в свою очередь поможет привлечению спонсоров и будет способствовать развитию дисциплины.

ПАВЛОВ: Наверное, для объективной картины в целом по России было бы правильно разыгрывать Чемпионат между призерами региональных серий.

СЛЕПУШКИН: Регионы-то как раз живут и активно развиваются. Ну а национальный Чемпионат не будет развиваться до тех пор, пока в делении на классы будет откровенная дискриминация марок автомобилей и отдельных классов.

УСЕНОК: Нужно дать регионам большую самостоятельность.