Инструкция к подключению Тверьтрипа
ТВЕРЬТРИП. РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ.
Поздравляем, в ваших руках лучший в мире профессиональный ралли-компьютер, который по достоинству оценили тысячи спортсменов из разных стран.
Покупка.
Купить Тверьтрип можно у производителя www.tver4x4.ru и у дилеров. Информацию о дилере в Вашей стране или городе России можно уточнить по адресу: mail@tver4x4.ru
Датчик.
В случае, если автомобиль не оборудован штатно электронным спидометром, вместе с прибором покупается датчик скорости любого принципа действия – геркон, датчик магнитной индукции (может понадобиться схема согласования импульса), датчик Холла – оптимальный выбор. Самый распространенный вариант датчика Холла, подходящий практически на все автомобили с тросовым приводом спидометра – датчик скорости от инжекторной Волги, в варианте «проходной», т.е. имеющий выходы с двух сторон. Количество импульсов (6 или 10) и вариант исполнения фишки (круглая или прямоугольная) значения не имеют. Можно также купить ответную часть к датчику, благодаря фишке которой проще менять датчик в случае необходимости.
Установка и подключение.
Тверьтрип выпускается в ударопрочном пылевлагозащитном исполнении и неприхотлив к месту установки.
Подключается следующим образом, согласно подписи на проводах:
Номер разъема | Сигнал | Подключение, свойства |
---|---|---|
9 | +12В | к аккумулятору |
7 | Масса | к массе автомобиля и на массу датчика Холла (ножка «3») |
5 | ЗАЖИГ | в цепь, работающую при включенном зажигании. Вспомогательный вход для уменьшения потребления электроэнергии. Практикуется также подключение прибора через отдельный тумблер, не привязанный к работе автомобиля. |
6 | UHALL | Выход для питания датчика Холла (ножка «1») |
2 | КН 1 | для дистанционного обнуления счетчика расстояния в первой строке. |
1 | КН 2 | для дистанционного обнуления счетчика интервалов во второй строке. Позволяет для удобства штурмана использовать ножную педаль или установить кнопку сброса в удобном месте. |
4 3 |
HALL 1 HALL 2 |
Вход импульсов с датчиков скорости (ножка «2»), в случае, когда на автомобиле используются два датчика. Если используется один датчик, рекомендуется эти провода подсоединять параллельно. |
8 | ДИСП 2 | Вывод информации на трип-пилот, дополнительный прибор, дающий возможность пилоту получать необходимую ему информацию (к примеру: пройденную дистанцию от последнего перекрестка и отставание от заданного времени), не отрывая взгляд от дороги и независимо от выведенных на экран параметров на Тверьтрипе. |
Некоторые технические характеристики.
Диапазон рабочих температур: -20° +40°С
Напряжение питания: 10-15В
Защиты от неисправностей бортовой сети: - от изменения полярности, от превышения напряжения
Потребляемый ток: зажигание включено: менее 600мА, зажигание выключено: менее 60мА
Прибор хранит все текущие состояния в энергонезависимой памяти, что позволяет продолжать эксплуатацию прибора даже после отключения от бортовой сети.
Питание энергонезависимой памяти: литиевая батарея CR2032
Ресурс батареи: более года
ВНИМАНИЕ! Порядок отключения прибора от автомобиля:
- ВЫКЛЮЧИТЬ ЗАЖИГАНИЕ
- Отключить разъем питания прибора
Гарантийные обязательства.
Предприятие-изготовитель гарантирует безотказную работу прибора «Tvertrip» в течении 12 месяцев со дня изготовления. Дата изготовления определяется по неразрушаемой электронной метке внутри прибора.
В течении указанного периода проводится бесплатный ремонт прибора.
В случае механических повреждений претензии по качеству не принимаются.
Гарантийные обязательства не распространяются на элемент питания.
ИНСТРУКЦИЯ
Во всех операциях, требующих нажатия нескольких кнопок, кнопки нажимаются последовательно. Пример: F, CAS. Сначала нажимается F, затем CAS.
Все операции, связанные с нажатием кнопки функционала F, можно отменить, нажав после F кнопку CLR у 3-й строки.
Сброс внутренних счетчиков контроллера.
Для сброса внутренних счетчиков нажимается CLR у 3-й строки и удерживается более 5 секунд, пока не потухнет дисплей.
Установка даты, времени. Секундомер. Секундомер хода.
Установка даты.
Нажимаем F, затем TIS. (рис 1.а) Вводим 6 цифр даты (пример: 030100 – 3-е января 2000 года). Сохраняем F,TIS (рис.1.б) или отменяем F,CLR 3-й строки
|
||
а | б | Рис.1 |
Установка времени, секундомер.
Нажимаем F, затем TIM. Вводим 6 цифр (094025 – 9 часов 40 минут 25 сек). Сохраняем F,TIM (рис 2.а) или отменяем F,CLR 3-й строки
Можно, вместо текущего времени, на соревнованиях использовать в качестве секундомера. В таком случае перед стартом нажимаем F затем TIM. Вводим 6 нулей, нажимаем F (рис.2.б), и по команде старт нажимаем TIM (рис 2.в). После финиша устанавливаем обычное время.
|
|||
а | б | в | Рис.2 |
Секундомер хода.
Выводится на дисплей 2 нажатием клавиши DSS (рис 3.а). Обнуляется нажатием клавиши TIM (рис 3.б), только если показания на дисплее.
|
||
а | б | Рис.3 |
Калибровка, установка коэффициента.
Вариант 1.
По мерному километру.У начала м.к. нажимаете кнопку CAL. В нижней строке отображается С00000 (рис 4.а). Проезжаете м.к. Для сохранения полученного коэф-та нажимаете по очереди F, CAL, F, CAL, CAL. Если коэф-т сохранять не нужно, просто нажимаете CAL. Для проверки можно вначале м.к. обнулить счетчик интервала (нажать CLR второй строки). После ввода коэф-та на втором дисплее будет отображаться расстояние 1.00 или м.б. 0.99 (рис 4.б)
Вариант 2.
Установка известного коэф-та. Нажимаем последовательно F,затем CAL. Вводим пять! цифр коэф-та (пример: 00241) (рис 4.в) Для сохранения коэф-та нажимаем последовательно F, CAL. Если коэф-т сохранять не нужно, нажимаем последовательно F,затем CLR у третьей строки
Вариант 3. По известной дистанции.
Когда известно точное расстояние между ориентирами, у первой отметки обнуляем счетчик интервала, проезжаем дистанцию и подбираем коэф-т (см.вариант 2) так, чтобы расстояние во второй строке соответствовало эталонному.
Вариант 4. По скорости
Когда есть GPS-навигатор с четким приемом сигнала и равнинная местность, можно, двигаясь на автомобиле с постоянной скоростью движения, подобрать коэф-т (см.вариант 2) так, что бы скорости на GPS и Тверьтрипе совпали.
|
|||
а | б | в | Рис.4 |
Отображение параметров на дисплее.
1-я строка. Дистанция, дата, время
Показывает дистанцию (рис 5.а), дату (рис 5.б), время (рис 5.в). Перелистывается клавишей DST.
При нажатии F, PRB показывает значение текущего активного коэф-та (рис 5.г).
|
||||
а | б | в | г | Рис.5 |
2-я строка. Интервал и секундомер хода
Показывает интервал (рис 6.а) и секундомер хода (рис 6.б). Перелистывается клавишей DSS.
|
||
а | б | Рис.6 |
3-я строка. (данные, показываемые в 3-й строке, отмечены *)
*Просмотр и изменение активного датчика, коэффициента.
*Просмотр и изменение активного датчика.
При нажатии PRB показывает в 3-й строке текущий активный датчик. Р1 – первый, Р2 – второй(рис 7.). Для выхода из режима нажимается любая клавиша, кроме «1» и «2». Так как если активный датчик был Р1, а нажать кнопку CAL(2), активным станет второй датчик и наоборот.
|
|
Рис.7 |
*Просмотр и изменение активного коэффициента.
При нажатии F, PRB показывает в 3-й строке текущий активный коэф-т. С1 – первый, С2 – второй. в 1-й строке показывается значение активного коэф-та (рис 8.). Для выхода из режима нажимается любая клавиша, кроме «1» и «2». Так как если активный коэф-т. был С1, а нажать кнопку CAL(2), активным станет второй коэф-т. и наоборот.
|
|
Рис.8 |
*Скорость, Средняя скорость.
*Скорость, отклонение от скорости, отклонение от средней скорости.
В обычном режиме показывает скорость. (рис 9.а)При нажатии CAS показывает отклонение от скорости. В первой позиции 3-й строки горит d. (рис 9.б) (знак «-» означает отставание)
При нажатии TSD показывает среднюю скорость. Во второй позиции 3-й строки горит c.(рис 9.в) (знак «-» означает отставание)
При нажатии CAS и TSD показывает отклонение от средней скорости в км/ч. В первой и второй позициях 3-й строки горит dс.(рис 9.г) (знак «-» означает отставание)
|
||||
а | б | в | г | Рис.9 |
*Установки мгновенной и средней скоростей.
При нажатии TIS последовательно показывает установки мгновенной OF (рис 10.а) и средней cOF (рис 10.б) скоростей для вычисления отклонения, при последующем нажатии показывает скорость.
|
||
а | б | Рис.10 |
*Отклонение от заданной средней скорости в секундах. /
При нажатии F, CLR 1-й строки показывает отклонение в секундах от заданной средней скорости ( 5 цифр, знак «-» означает отставание)(рис 11.).
|
|
Рис.11 |
*Предустановка мгновенной скорости.
Прибор может показывать отставание или опережение от заданной мгновенной скорости движения.
Нажимаем F, TSD(Рис 20.а). Вводим 3 цифры. Сохраняем F,TSD (рис 20 б.)или отменяем F, CLR 3-й строки.
|
||
а | б | Рис.20 |
*Предустановка и сброс средней скорости.
Прибор может показывать отклонение средней скорости:
- в км/ч (при нажатии CAS и TSD показывает отклонение от средней скорости. В первой и второй позициях 3-й строки горит dс.) (рис 12.а)
- в секундах (при нажатии F,CLR 1-й строки в третьей строке) (рис 12.б)
Для предустановки средней скорости нажимаем F, CAS. Вводим 3 цифры. Сохраняем F,CAS или отменяем F, CLR 3-й строки(рис 12.в).
Сброс средней скорости производится нажатием CLR 3-й строки (рис 12.б)
|
|||
а | б | в | Рис.12 |
Расстояние
Тверьтрип способен измерять пройденное расстояние с точностью до 10 метров, отображая его на счетчиках в первой и во второй строках (рис 13.).
Счетчик в первой строке используется для измерения дистанции от старта до финиша. Сброс происходит нажатием клавиши CLR у 1-й строки. Для защиты от случайного сброса кнопку CLR1 необходимо удерживать 3 секунды.
Счетчик во второй строке используется для измерения интервалов между тметками в дорожной книге. Сброс происходит нажатием без удержания клавиши CLR у 2-й строки.
|
|
|
Рис.13 |
Установка расстояния.
Для корректировки набегающей погрешности и «привязки» к легенде можно устанавливать значения расстояния как в первой, так и во второй строках.
В 1-й строке: нажать F, DST (рис 14.а). Ввести 5 цифр расстояния в десятках! метров (пример: вводим 00237 = 2км 370 метров) Сохраняем F, DST (рис 14.б) или отменяем F, CLR 3-й строки.
Во 2-й строке: нажать F, DSS. Ввести 5 цифр расстояния в десятках! метров (пример: вводим 00058 = 580 метров)(рис 14.в) Сохраняем F, DSS (рис 14.г) или отменяем F, CLR 3-й строки.
|
||||
а | б | в | г | Рис.14 |
Прямой и обратный счет.
Обратный счет (уменьшение пройденного расстояния) может применяться
- при незначительном проскакивании поворота и сдаче назад задним ходом
- при уходе с легенды и необходимости вернуться назад на значительное расстояние. В таком случае автомобиль разворачивается и едет передним ходом, а прибор считает расстояние в минус до приезда в нужную отметку.
Особенность езды состоит в том, что штурман самостоятельно управляет прямым и обратным счетом. Достигается это нажатием клавиши «+/-» (рис 15.)
Распространенной ошибкой является несвоевременный переход обратно в «+» после нахождения нужной позиции!
|
|
|
Рис.15 |
Разное.
Заморозка показаний.
В случае, когда необходимо во время движения на некоторое время зафиксировать показания прибора, не останавливая счетчики расстояний, применяется функция FRZ. При нажатии клавиши показания замирают, при повторном размораживаются. ( Пример: на дисплеях 1 и 2 12.30(рис 16.а), что означает 12км300м. Мы нажимаем FRZ, показания замораживаются. Проезжаем 1.55км, повторно нажимаем, на дисплее показания перескакивают на 13.85) (рис 16.б)
|
||
а | б | Рис.16 |
Отключение индикации.
Когда Тверьтрип не используется, можно выключить индикацию дисплеев нажатием кнопок F, FRZ. После этого остаются гореть светодиоды подсветки клавиш (рис 17). Включается индикация повторным нажатием F, FRZ.
|
|
|
Рис.17 |
Изменение яркости.
Нажатием F, «+/-» можно уменьшить яркость(рис 18.а), повторным нажатием F, «+/-» еще уменьшить, следующим нажатием F, «+/-» вернуть максимальную яркость(рис 18.б).
|
||
а | б | Рис.18 |
ТРИП-ПИЛОТ.
Для повышения эффективности работы пилота во время соревнований, был сконструирован данный вспомогательный прибор. Представляет собой двухстрочный дисплей с управлением, вынесенным на Тверьтрип.
Практические советы.
Тверьтрип очень надежный прибор, который служит верой и правдой долгие годы. Раз в несколько лет можно покупать и менять лицевую пленку и по необходимости менять батарейку. Но попытаться сломать его все-таки можно, если 1)варить автомобиль электросваркой, не отсоединяя клеммы аккумулятора 2)после утопления принципиально не разбирать и не просушивать.