Тверская земля

Новый регион, выбранный бессменным организато­ром трофи-рейда «Твер­ская земля» Евгением Пав­ловым для проведения этапов чемпионатов Рос­сии и Москвы, а также клубной гонки, оказался неожиданно богатым на сложные и ин­тересные внедорожные препятствия. Любимая Женина «грязька» дополня­лась вязкими болотами, песчаными ло­вушками, крутыми склонами и участка­ми открытой воды. Соревнования, про­шедшие в Ржевском районе Тверской области, получились очень тяжелыми и для людей, и для техники.

Перед поездкой во Ржев я спросил у Па­влова, можно ли будет проехать к инте­ресным местам трассы трофи-рейда на Suzuki Grand Vitara. Ответ был утверди­тельным, но в тоне его было что-то такое... В общем, решено было взять лифтованный редакционный Defender, исправный Нi Jack, удлинители троса лебедки, сэнд-траки и другие атрибуты борьбы с бездо­рожьем. Интуиция не подвела — обычная журналистская вылазка к точкам первых спецучастков превратилась в увлекатель­ные джиперские покатушки до глубокой ночи! Стартовый день не напоминал dolce vita и участникам соревнований.

В третьем этапе чемпионата России приняло участие 23 экипажа, десять из них представляли зачетную группу ТР2, остальные — ТРЗ.

Самым интересным автомобилем трофи-рейда снова стал плавающий прототип Константина Михайлова и Игоря Дементьева, построенный на ба­зе знаменитого Pinzgauer. Главным дос­тижением конструкторов стало то, что вес машины удалось удержать в преде­лах 1850 килограмм. По практически единодушной оценке ведущих спортс­менов, конструкция машины обладает на сегодняшний день наиболее высоким внедорожным потенциалом среди всех отечественных трофи-автомоби-лей. Осталось только доработать руле­вые тяги, они пока расположены не иде­ально и плохо защищены.

Первый день гонки составили три спе­цучастка, после каждого из которых спортсмены могли проводить ремонт и техническое обслуживание техники.

В современных трофи-рейдах суще­ствуют два основных формата СУ. Первый — линейный, когда задается жест­кий порядок взятия цепочки контроль­ных точек с логичным маршрутом меж­ду ними и старт участникам дается че­рез определенные промежутки време­ни. Второй — навигационный, или ори­ентирование по GPS, когда спортсме­нам выдается список КП, которые они могут собирать в произвольном поряд­ке, старт производится одновременно. И у того, и у другого формата есть как преимущества, так и недостатки. Иде­альной для выявления сильнейшего трассы на естественном рельефе не может быть в принципе! Первый вари­ант позволяет сравнивать мастерство спортсменов и подготовку техники на одном и том же маршруте, что на пер­вый взгляд представляется более объе­ктивным, однако состояние трассы сильно изменяется по мере прохожде­ния по ней участников.

Второй формат более вариативен, предполагает богатство стратегических и тактических решений, однако не защи­щен от возможности некорректной борь­бы — помощи вспомогательных экипажей лидеру или обмена треками оптималь­ных траекторий между договорившими­ся об этом участниками.Существует и промежуточный вариант формата спецучастка — линейноориен-тированная навигация. Первый СУ «Тверской земли» был именно таким. Ло­гичный проезд от КП до КП приходилось довольно долго искать, плутая по давно заброшенным лесным дорожкам. В этой ситуации стартующие первыми экипажи оказывались в крайне невыгодном поло­жении: пока они искали путь и проклады­вали дорогу, их догоняли остальные уча­стники, и чем позже спортсмен выходил на трассу, тем больше было его преиму­щество над первопроходцем.

Некоторые гонщики говорили потом, что логичнее было бы сделать этот спецучасток чисто линейным, то есть четко обозначить до­рогу, тем самым исключив необходи­мость идущему первым тратить много времени на ее поиск. Другим вариантом обеспечения равных для всех участников возможностей на данном участке пред­лагался общий одновременный старт.Второй СУ Павлов организовал на очень качественном болоте, найденном им в этом глухом и диком районе. Здесь были участки и молодого зеленого мха, и открытая вода, ставшая временным при­станищем для семейства уток, и старое заросшее болото. Большинство участни­ков старалось двигаться по менее топ­ким местам. Первыми решили рискнуть и проскочить 150 метров напрямик по молодому мху Алексей Голубев и Дмит­рий Овчинников. «Проскочить» значило передвигаться по ярко-зеленой каше с минимально возможной скоростью. Необходимо было быть предельно внимательным — малейший проворот колес, срыв в пробуксовку, мог привести к физкультурным упражнениям на свежем воздухе с хай-джеком и сэнд-траками, а соответст­венно, и потере каких-либо шансов на хороший результат.

Риск — благородное дело, маневр удался, и спортсмены обеспечили себе победу на спецучастке. Вслед за ними на по­добную авантюру отважились Александр Николаев и Дмитрий Калинин, однако более тяжелую, чем прототип Голубева, Т1С 70 категории ТР2 плавающая трава держать отказалась. Результатом этого стала серьезная задержка. Еще несколько экипажей также "засосала опасная трясина«.До старта гонки прошел слух, что третий спецучасток будет простой доездкой до лагеря. Однако и на нем было тяжело. Люди очень устали на предыдущих СУ, что замедляло скорость движения и зачастую приводило к ошибкам. В целом первый день «Тверской земли» получился очень интересным, тяжелым и насыщенным.Форматом гонки второго дня стало ориентирование. Допол­нительную сложность участникам чемпионата России созда­вало то обстоятельство, что параллельно проходила гонка чемпионата Москвы, причем большое количество КП у зачетов оставалось ничего другого, как опять идти на риск. Перед заключительным отрезком, когда необходимо было най­ти верный путь к финишному створу, настала очередь показать класс штур­ману Дмитрию Овчинникову. Побегав по вязкой глине, он все-таки нашел бо­лее-менее приемлемый путь, отличный от тех, что выбрали главные конкурен­ты. Экипаж аккуратно двинулся вперед и, пройдя пару очень серьезных мест (трос лебедки крепить было не за что, подсаживаясь на пределе возможного, выбирались назад и искали новую трае­кторию), первым преодолел финишную черту, включил секундомер и стал ждать соперников. Когда они закончили гонку, Голубев и Овчинников уже празд­новали победу. Нижегородцы приехали на финиш вместе, однако в итоге вто­рым стал Кузьмин, так как стартовал че­рез пять минут после Амельченко. В пятницу стартовал и финишировал этап чемпионата Москвы. Участникам за­четов ТР2 и ТРЗ досталась трасса, по кото­рой накануне прошли машины чемпиона­та России, представлявшая для них серь­езную сложность. Опытнейший тверской трофист, постоянный участник соревнова­ний самого высокого ранга Евгений Батарин, обойдя экипажи Валерия Пронина и Антона Бекнева, гонку выиграл.В ТР1 никаких шансов соперникам не оставили вернувшийся в большой спорт Ян Хайцеэр и один из лучших на сегодняшний день российских штур­манов Максим Григорьев, выступав­шие на гражданском Defender 90. Эки­паж оказался единственным в зачете, кто сумел взять все 10 КП, причем по­тратив на это всего 6 часов. Пользуясь терминами преферанса, «без двух» ос­тались опытные Владимир Казакевич и Алексей Белов на Suzuki Samurai, за­нявшие второе место с восемью зачетными точками. Интересно, что оба эки­пажа «пошли своим путем» — не стали терять время в очередях вместе с дру­гими участниками ТР1, двигавшимися по наиболее логичному маршруту, а обобрали для начала дальние «кусты» точек. Стратегия!

В «Тверской земле» принял участие и экипаж нашего журнала. Издатель «Пол­ного привода 4×4» Александр Леонидо­вич Романович вместе с нашим постоян­ным автором Тимофеем Демиховым вы­ступали в клубном соревновании. К со­жалению, показать хороший результат им не удалось — подвела техника. У TLC 70 «порвалась» полуось, а высту­пать на машине с колесной формулой 4×3 в сложной гонке было мало реально. Да и названию журнала такой автомо­биль уже не соответствовал...Открытое первенство клуба «Лебедуш­ка» заключалось в прохождении одного спецучастка, некоторые КП которого совпадали с точками обоих чемпиона­тов, и принесло довольно неожиданные результаты. В двух зачетных категориях победили экипажи, штурманами которых были представительницы слабого пола. И только в группе «Профи» Александр Царев и Наталья Фонина не сумели под­держать интересную традицию — им дос­талась "бронза«.Одно из главных ощущений, оставших­ся от Ржевского трофи-рейда, — это ред­кое для одного района многообразие форм рельефа и внедорожных препятст­вий, которые были задействованы при подготовке соревнования. Горки были высокими, болото топким, а местами и непроходимым, а грязи было столько, что, высыхая, она отваливалась от авто­мобилей, как от сапог одноименного данному региону поручика в анекдоте. Думается, что здесь пройдет еще много интересных трофи-рейдов.Своими эмоциями с нами поделились победители соревнований в разных за­четных категориях.

Алексей Голубев, ТРЗ, чемпионат России: «Хорошо проработанные и очень разнообразные трассы. Четко вид­но, что организатор потратил много вре­мени на подготов­ку маршрута, а не занимался этим на скорую руку. Пав­лов „выжал“ из данной местности все, что возможно, и даже больше. Я и представить себе не мог, что здесь будут серьезные болота, триал и да­же песок.Гонка для нас складывалась удачно. На втором СУ мы рискнули и проскочили очень опасное болото, обеспечив себе отрыв от остальных участников. Следую­щий спецучасток у нас также получился хорошо — вроде бы все время ехали по чужим следам, однако на финише оказа­лись первыми. Неудачно выступив на СУ4, в заключительный день мы опять рисковали. Перед самым финишем Ди­ма Овчинников, пробежав метров 500, нашел траекторию, воспользовавшись которой мы приехали первыми, обеспе­чив себе победу на всем этапе».

Сергей Савенко, ТР2, чемпионат России: «Хорошая гонка. Наконец-то мы доделали машину, и она нормально по­ехала. Предстоит еще много работы, но уже понятно, что автомобиль полу­чился. На преды­дущем этапе наша TLC 70 была еще сырой, по совету сторонних механи­ков мы оставили родные ШРУСы, один из которых нас и подвел. Те­перь технический контроль за подго­товкой машины осуществляет мой штур­ман — и все в порядке. Гонка сложилась для нас хорошо, мы не ошибались с на­вигацией, вышли вперед и в последний день даже помогали друзьям-соперни­кам, не опасаясь за свой результат».

Ян Хайцеэр, ТР1, чемпионат Моск­вы: «Хорошее место стоянки. Спасибо! Что касается гонки — мы ехали активно, ориентировались профессиональ­но, благодаря на­выкам штурмана. Спасибо и ему! Были и сложные точки, которые мне понравились, но были и скучные КП — чувствова­лась некая недо­работка. Не все контрольные пункты соединялись логичным маршрутом, ме­жду ними приходилось ездить по грейдеру. Беспокоило то, что некоторые точки совпадали с КП ТР2 и ТРЗ. У нас они не вызывали проблем, видимо, для них были слишком легкими. В общем и целом все прошло хорошо, во время мы уложи­лись, показали неплохой результат. Кстати, мы были уверены, что кто-то идет впереди нас, скорее всего Samurai, поэтому очень торопились, что и помогло нам „сделать“ эту гонку!».

Говорит организатор чемпионата Москвы Роберт Санакоев: «Чемпионат Москвы задумывался как серия гонок выходного дня, все этапы которой имеют определенную схему проведения. В пятницу после работы участник приез­жает на техкомиссию и административные проверки, в суб­боту в формате ориентирования или по линейному маршру­ту проходит однодневная гонка с нормой времени 8-12 ча­сов, в воскресенье джиперы возвраща­ются домой. Трофи-рейд не предпола­гается излишне сложным, так как чем­пионат Москвы — статусное соревнова­ние для тех, кто выступал в туристиче­ских зачетах, но хочет попробовать се­бя в спорте. Чемпионат России недос­тупен по уровню мастерства и подго­товки техники для многих желающих. Этапы Кубка страны тоже достаточно жесткие по схеме проведения и коли­честву спецучастков. Поэтому и был задуман чемпионат Москвы как первый шаг к спортивным трофи-рейдам. К сожалению, предложен­ную нами схему организатору этапа в Твери реализовать не удалось. Гонка прошла в пятницу, таким образом, несколько потенциальных участников на нее не попали. Также мы еше раз убедились в том, что совмещение на одном мероприя­тии нескольких различных соревнований отрицательно ска­зывается на каждом из них».

Слово организатору «Тверской земли 2008» Евгению Павлову: «Наше соревнование проходит летом, в то врем? когда люди должны отдыхать. Поэтому „Тверская земля“ про­шла в формате фестиваля. Лагерь мы устроили в красивом месте, на берегу Волги.Кроме обширной спортивной программы, проходили и другие интересные мероприятия, например „Культурная навигация“, е рамках которой все желающие могли посетить интересные / красивые места района: церкви, природные памятники, истори­ческие объекты. Для новичков было организовано несложнее ориентирование. Прямо в лагере прошел джип-спринт. Специалыная программа для детей позволи­ла дать отдохнуть их родителям, а ве­чером состоялся концерт.Еще в процессе подготовки сорев­нования я для се­бя решил, что суб­бота будет днемдля зрителей. В одном СУ чемпионата удалось объединить три абсолютно раз­ных типа препятствий: хвощевое боло­то, песчаный склон высотой с пятиэтаж­ку и глиняный карьер, заполненный ка­чественной грязью. Наши гости смогли в непосредственной близости наблю­дать за действиями сильнейших отече­ственных трофистов в различных усло­виях. Все остались довольны — и зрите­ли, и участники, и пресса».

«Тверская земля 2008». Победители и призеры соревнованийТретий этап чемпионата России по трофи-рейдам Абсолютный зачет1. Алексей Голубев — Дмитрий Овчинников2. Евгений Кузьмин — Александр Феденков3. Сергей Савенко-Денис Мальцев

Зачет ТРЗ

  1. Алексей Голубев — Дмитрий Овчинников
  2. Евгений Кузьмин — Александр Феденков
  3. Владимир Амельченко — Олег Нежнов

Зачет ТР2

  1. Сергей Савенко-Денис Мальцев
  2. Сергей Хальзев — Владимир Макаров
  3. Александр Николаев — Дмитрий Калинин

Командный зачет

  1. PR-Вульф
  2. НИМАП-PR
  3. Lipetsk Trophy Club

Второй этап чемпионата Москвы по трофи-рейдам Абсолютный зачет и ТРЗ

  1. Евгений Батарин — Ситников Дмитрий
  2. Валерий Пронин — Сергей Зуев
  3. Антон Бекнев — Аркадий Аронов

Зачет ТР2

  1. Алексей Малышев — Николай Петухов
  2. Юрий Селифонов-Андрей Нечаев
  3. Евгений Варагин — Владимир Варагин

Зачет ТР1

  1. Ян Хайцеэр — Максим Григорьев
  2. Владимир Казакевич — Алексей Белов
  3. Роман Соловьев-Алексей Вихарев

Открытое первенство клуба «Лебедушка»

Зачет «Стандарт»

Дмитрий Славутский — Анастасия Артемьева

Зачет «Туризм»

Денис Михайлов-Лидия Витковская

Зачет «Профи»

Максим Игнатьев — Геннадий Данильченко

Зачет АТV

Кирилл Ершов и Александр Белогубов

Журнал «Полный привод4×4» № 9 2008.

Статья Михаила Ласточкина

Фото автора, Николая Черкасова и Николая Пазюка