Изобретатель внедорожной техники Грачеа В.А.

Рядом с Г.Фордом и Ф.Порше

Идею большого и дальнего экспедиционного вездехода первым внятно и подробно изложил профессор Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского Георгий Иосифович Покровский. В 1936 и 1937 гг. он опубликовал статьи “Арктический танк-амфибия” и “Танк в Арктике”, в которых предложил создать трансполярный грузопассажирский вездеход с общей массой... 1000 т! В числе конструктивных особенностей, обозначенных Покровским: передвижение в воде за счет перемотки гусениц с развитыми грунтозацепами, что устраняет необходимость использования уязвимого винторулевого комплекса; большая ширина гусениц, обеспечивающая малое давление на грунт; дизель в качестве главного двигателя. А самой тяжкой проблемой, которую предстоит решить, Покровский считал конструкцию ходовой части. В начале 60-х гг. прошлого столетия, когда понадобились специальные автомобили для поиска и эвакуации космонавтов и спускаемых аппаратов, поначалу ни одно КБ в стране за разработку не взялось — к машине предъявлялось множество противоречивых требований. Осмелилось решать проблему СКБ ЗИЛа, руководил которым изобретатель, слывший среди коллег специалистом по запредельным задачам. Это был Виталий Андреевич Грачев.

В автомобильную промышленность Грачев пришел в 1931 г. волею случая. Виталия, студента четвертого курса, отчислили из Томского технологического института за “непролетарское происхождение” и определили в техотдел строящегося Нижегородского автозавода. Именно здесь воплотилась мечта юноши о создании машин, способных пройти везде и особенно в условиях извечной российской беды — бездорожья. Автомобиль высокой проходимости стал делом всей его жизни. Возглавив группу конструкторов, Грачев начал с автомобиля НАЗ-НАТИ-030 с колесной формулой 6х4, который создавался при технической помощи американских компаний “Форд” и “Тимкен”. Молодой инженер совершенствует агрегаты трансмиссии и ходовой части трехосного грузовика. В 1934 г. машина принимается к производству на ГАЗе как модель ГАЗ-ААА. Затем Грачев разработал конструкцию опытного трехосного автомобиля ГАЗ-21. Весной 1936 г. во время знаменитого автомобильного пробега Горький—Памир—Москва конструктор Грачев испытал свой первый легковой автомобиль-вездеход. Позади остались тысячи километров разбитых дорог, песков, гор. Машина показала удивительные результаты, но на финише триумфаторов ждал ужас. Организаторы пробега были репрессированы и расстреляны. А Грачеву припомнили отказ участвовать в разработке поставленной на производство машины, которая казалась ему “сырой”. Домоклов меч повис и над ним. Только после личного вмешательства Орджоникидзе Грачев получил возможность приступить к постройке и испытаниям своего вездехода “ГПЗ-61”. К концу 1940 г. появилась их первая промышленная партия.

Созданные Виталием Андреевичем автомобили повышенной проходимости являли собой основу транспорта красной Армии с самого начала Великой Отечественной. В годы войны Грачев занимался самой разнообразной техникой — от автомобилей до танков. Каждый год выдавал по новой машине. На них прошли пол Европы и рядовые, и маршалы. ГАЗ-61 — первый советский полноприводный автомобиль, любимая машина Жукова, Конева, Рокоссовского, Ворошилова. ГАЗ-64 — первый армейский командирский джип. ГАЗ-67 — прославленный “Иван-виллис”, названный так из-за сходства с американской машиной, однако по всем показателям превосходивший ее. “ГАЗ-68” – единственная в мире колесная самоходная пушка. Высокую оценку у воинов получил легкий бронеавтомобиль с пулеметом, который блестяще проявил себя в уличных боях в Берлине, по праву принял участие в Параде Победы. Работы конструктора были отмечены орденом Трудового Красного Знамени и Сталинской премией.

Победу Грачев встретил главным конструктором Днепропетровского автозавода. Здесь родился ДАЗ-150, на базе которого создается серия автопоездов, в том числе и для радиолокационного комплекса “Гром”. За рулем амфибии ДАЗ-485, пересекшей штормящий Керченский пролив, сидел сам Виталий Андреевич. Машину приняли к производству, и в 1951 г. конструктор получил за нее свою вторую Сталинскую премию.

По инициативе Г.К.Жукова в 1954 г. на ЗИЛе для Грачева организуют СКБ. Собрав вокруг себя талантливых конструкторов, он создал уникальную школу по проектированию автомобилей для бездорожья. Это была вершина творческого взлета Грачева.

В 1957 г. под его руководством был выпущен многоцелевой четырехосный транспортер-тягач ЗИЛ-134 с автоматической коробкой передач, дизельным двигателем мощностью 240 л.с., самоблокирующимися межосевыми дифференциалами, редукторами в ступицах колес, независимой торсионной подвеской, системой регулирования давления в шинах, герметичным корпусом и рулевым управлением с гидроусилителем. На основе этой модели год спустя появились ЗИЛ-135Б с двумя двигателями и ЗИЛ-375. Для улучшения маневренности управляемыми были передние и задние оси, а средние колесные пары были сближены. Большие шины низкого давления позволили отказаться от упругих элементов подвески. Спустя некоторое время в серийное производство пошли модификации с кабинами из стеклопластика, которые использовали для транспортировки и запуска ракет. Позднее Грачев сконструировал снегоболотоход ЗИЛ-Э-163, преодолевающий снег глубиной более метра, а также амфибию ЗИЛ-135П, способную брать на борт более 20 т груза.

В 1962 г. в СКБ Московского завода имени И.А.Лихачева под руководством Грачева был сделан вездеход ЗИЛ-Э167. 6-колесный автомобиль и поныне считается эталонным по проходимости среди подобных экипажей. Он без труда форсировал метровый снег и 1,8-метровый брод, по 80-сантиметровому снегу ехал со скоростью 15 км/ч, а по 50-сантиметровому — 30 км/ч. По шоссе же с 5 т груза, ЗИЛ-3167 разгонялся до 65 км/ч. База 3,15+3,15 м и клиренс 852 мм позволяли ему “не замечать” рвы шириной 2 м и взбираться на уклон до 42°. Дальность пробега на одной заправке достигала 600—900 км, в зависимости от дорожных условий.

Снегоход появился не на пустом месте. В конструкции широко использовались агрегаты 8-колесного ракетовоза ЗИЛ-135Л. Наследниками экспериментального образца стали вездеходы ПЗУ-1, позднее — “Синяя птица”, предназначенные для поиска и эвакуации спускаемых аппаратов космических кораблей и спутников фоторазведки.

В 1965 г. во время полета космонавтов Леонова и Беляева, когда был совершен первый выход человека в открытый космос, возникла чрезвычайная ситуация. При посадке капсула отклонилась от предполагаемой точки приземления на тысячу километров. Два дня космонавты провели на 40-градусном морозе.

На помощь пришло СКБ Грачева. И вскоре по бездорожью пошли первые машины-спасатели. Космонавты назвали их “Синими птицами” не только за цвет кузова. Машины оборудовались радионавигационными приборами, крановой установкой и пассажирским салоном. На смену ранним ПЭУ в 80-х гг. приходит поисково-спасательный комплекс 490. Кроме этого, Грачев разработал транспортные машины с газотурбинными двигателями, многозвенные автопоезда для бездорожья, сельскохозяйственный грузовик-вездеход. В общей сложности Грачев создал более 70 экземпляров внедорожной техники. Он был инициатором внедрения системы централизованного регулирования давления воздуха в шинах автомобилей высокой проходимости. Впервые в мире при изготовлении корпуса вездеходов Грачев применил пластик, что позволяет машине перевозить груз, равный собственному весу, — более 9 т.

Прожил Виталий Андреевич Грачев всего 75 лет. Скончался в 1978 г. в своей квартире на Автозаводской. Виталий Грачев — звезда первой величины на автомобильном небосклоне не только нашей Родины. Имя его занесено в символическую десятку лучших автомобильных конструкторов прошедшего столетия. Стоит рядом с Генри Фордом и Фердинандом Порше.

Статья ЛОПОВОК С. на сайте изобретатель и рационализатор

Родственники Грачева передали его архив автомобильному отделу Политехнического музея в Москве. Там, на основе этих бесценных реликвий были воссозданы макеты, в том числе и первой его самостоятельной разработки - вездехода «ГАЗ-21». Однако вскоре после распада Советского Союза образцы выдающихся машин Грачева были брошены на бывшем испытательном полигоне «ЗИЛа». Постепенно они ржавели, разворовывались и разваливались, и только весной 2003 года их подобрали энтузиасты из реставрационного центра «Каретный двор». Возможно, теперь эти машины снова обретут вторую жизнь.

Поисково-спасательный «ЗИЛ-4906» «Синяя птица» на фестивале «Экзотика-98» в Москве. Фото А.Новикова

Гражданский автомобиль-вездеход «БАЗ-1351 М» использовался как в армии, так и в народном хозяйстве. Здесь показан вариант 1967 г. Фото А.Новикова

Опытный образец мобильного штаба для руководства стратегическими ракетными войсками на шасси «ЗИЛ-135К» был создан в 1962 г. Фото из архива М.П. Морозова

Снегоболотоход «ЗИЛ-Э167» был построен всего за полтора месяца в январе 1963 г. и обладал совершенно уникальными показателями по проходимости. Фото из фондов музея «АМО-ЗИЛ»